Дон Прюдомм: шагнувший за 300 миль в час. 2 часть

Список его достижений настолько обширен, что практически ни один исторический очерк о нитрометановых классах дрэг-рейсинга не обходится без упоминания имени этого человека.

Дон Прюдомм был единственным гонщиком в истории мирового дрэг-рейсинга, который в течение одного ивента успешно выступал сразу в двух классах: Top Fuel и Funny Car.

Многие пытались, но добиваться результатов получалось только у него. И после заключения еще одного «жирного» контракта с U.S. Army все шло к тому, что Дон вернется в Top Fuel. Заднемоторный дрэгстер был построен и даже засветился на обложке Hot Rod Magazine. Но в 1974 году регламент NHRA был пересмотрен: с тех пор пилот мог принимать участие только в одном классе во время отдельно взятого этапа чемпионата.

Прюдомм сделал выбор в пользу Funny Car. Практически безграничных бюджетов хватало на любые эксперименты, и первым из них стала Army Vega. Дрэгстер радикально отличался от своих «одноклассников» укороченной колесной базой, более обтекаемым кузовом и сумасшедшим рейком (наклон кузова относительно земли, в данном случае задняя часть была гораздо выше передней). Настолько сумасшедшим, что в крыше было сделано небольшое окошко, потому что через лобовое стекло было просто не видно Елку (светофор на старте). К сожалению, новая конструкция себя не оправдала, и после первого этапа первенства 1974 года, ее сменила Army Cuda, которая с аналогичным двигателем была стабильно на 0,2 секунды быстрее.


Cuda служила Дону верой и правдой с 1972 года, меняя цвет и логотипы спонсоров на борту. В том же году на последнем ивенте сезона кузов был полностью уничтожен после крайне зрелищного возгорания двигателя во время wheelie. Первую гонку на Army Vega в 1974 Дон провалил, до следующего этапа в Гейнсвилле нужно было подготовить абсолютно новый конкурентоспособный болид. Механики спали по несколько часов в сутки, Прюдомм и команда выглядели как зомби, а покрасочные работы продолжались даже в пути на Gatornationals. Этот сезон стал лучшим для Army Cuda и лучшим для самого Прюдомма на тот момент.


Следующим дрэгстером была Army Monza. Дон окружил себя лучшими специалистами того времени. Джон Баттера (John Buttera) создал уникальное по своей массе и прочности шасси, Эд Пинк (Ed Pink) построил настолько мощный мотор, что привычного по размеру бака стало недостаточно для одного заезда, а взятые за основу очертания Chevrolet Monza гарантировали поистине фантастическую аэродинамику.

На Winternationals в 1975 новый болид с Прюдоммом за рулем произвел настоящий фурор, конкурентам было попросту нечего противопоставить. Дон выиграл шесть из восьми этапов сезона, а на Winston Finals в Онтарио поставил жирную точку, впервые в истории Funny Car преодолев шестисекундный барьер с результатом 5.98.

На протяжении двух лет и восьми месяцев он оставался единственным пилотом Funny Car в пятисекундной зоне. Ни один рекорд времени в нитрометановых классах не держался так долго за все время существования NHRA.

Сезон 1976 года стал очередным триумфом Прюдомма и Army Monza. Семь из восьми побед на этапах Winston NHRA World Championship и, как итог, второй чемпионский титул на счету Дона. Это была заслуженная победа легендарного пилота и талантливого механика, а также шефа команды Боба Бранта (Bob Brant). Именно их профессионализм, взаимопонимание и слаженная работа всей команды в целом позволили создать ультимативный станок, штампующий победы одну за другой. Прюдомм до самых мельчайших нюансов знал, чего конкретно он хотел от своего дрэгстера, а у Бранта было четкое понимание, какими средствами этого можно добиться.

Сезон 1976 года стал последним для Army Monza, заездов на квотер она больше так и не увидела, Прюдомм отдал ее в National Automobile Museum в обмен на Ferrari 308GTB. Впоследствии Дон назовет эту сделку худшей в его жизни, но конкурентам Army Monza не досталась.


Позволившая сметать оппонентов в одну калитку Army Monza задрала планку до невообразимых высот, и при создании Army Arrow права на ошибку у команды Прюдомма просто не было. В мастерской H&H Racecraft было построено два одинаковых дрэгстера, причем Дон настолько переживал, понимая, что они готовят замену легенде, что прервал свой отпуск на Гавайях, чтобы лично присутствовать на завершающей стадии сборки. Конкуренция среди пилотов росла, уровень механиков неумолимо повышался, а технические решения, ставшие гарантом прошлых побед, теперь были общедоступны.

Чемпионский титул 1977 года достался Дону с бóльшим трудом, но он по-прежнему был на пике, а в конкурентоспособности Army Arrow никто и не сомневался. Следующий год ознаменовался очередным высшим трофеем, и Прюдомм стал первым в истории NHRA четырехкратным чемпионом. Несмотря на то, что последние два года превосходство Дона не было настолько явным и подавляющим, в квалификации на большинстве ивентов он был лучшим, раз за разом подтверждая, что свое прозвище он получил не просто так.

Доминировать вечно не получается ни у кого, и в 1979 году Дон победил только на одном этапе в Канаде. Судьба титула решалась на World Finals, и там Прюдомм уступил в самом первом раунде заездов на выбывание Билли Мейеру (Billy Meyer). Как итог: впервые за пять лет легендарному пилоту пришлось довольствоваться вторым местом.

Успех, который сопровождал Прюдомма в семидесятых, начал утекать как песок сквозь пальцы в восьмидесятых, в течение которых Дон увез домой всего лишь 12 Уолли. Однако в 1986 он стал первым пилотом в Funny Car, преодолевшим барьер 250 mph.

Стоит отметить, что на тот момент Дон спонсировал свою команду из собственного кармана. За десять лет лучшим результатом в общем зачете для Прюдомма стали вторые места в 1981 и 1989 годах. За это время он трижды устанавливал мировые рекорды, лучшим из которых стали 5.193 секунды в 1989 году.

В 1989 Прюдомм вернулся к корням, а именно в кокпит Top Fuel дрэгстера. За четыре полноценных сезона Дон так и не смог подняться выше «бронзы», зато стал третьим в истории NHRA пилотом, превысившим планку 300 mph.

В 1994 году после прощального тура по всей Америке под названием «Final Strike», Дон окончательно завязал с карьерой пилота и основал команду, которая принесла ему благодаря Рону Каппсу (Ron Capps) и Ларри Диксону (Larry Dixon) в общей сложности 59 побед на национальных ивентах. Диксон дважды стал чемпионом мира в классе Top Fuel в составе Snake Racing, а Рон Каппс, начинавший свою карьеру под руководством Прюдомма, сейчас очень успешно выступает за Don Schumacher Racing.

За полвека Дон Прюдомм удостоился несметного количества регалий как гонщик и как шеф команды, а его Army Monza до сих пор является самым победоносным дрэгстером в мировой истории. И если в девяностых не было равных Джону Форсу (John Force), то безоговорочным лидером в семидесятых был именно Дон Прюдомм. Он стоял у самых истоков, и его блестящая карьера определенно достойна третьей строчки в рейтинге пилотов NHRA.