Пять причин следить за NHRA 2015

В эти выходные стартует 26-этапный марафон самого престижного в мире чемпионата по дрэг-рейсингу — знаменитой американской серии NHRA. Почему эти соревнования стоят вашего внимания — доводы приводит российский комментатор американского дрэг-рейсинга на Viasat Sport и обозреватель Dragtimes Сергей Беднарук.

В эти выходные стартует 26-этапный марафон самого престижного в мире чемпионата по дрэг-рейсингу — знаменитой американской серии NHRA. Почему эти соревнования стоят вашего внимания — доводы приводит российский комментатор американского дрэг-рейсинга на Viasat Sport и обозреватель Dragtimes Сергей Беднарук.

Причина № 1. История и престиж

В Соединенных Штатах Америки профессиональный дрэг-рейсинг зародился в начале 50-х, когда редактор журнала Hot Rod Уолли Паркс основал Национальную ассоциацию хот-родов — NHRA (National Hot Rod Association). Первая гонка под эгидой этой организации была проведена в 1953-м в калифорнийской Помоне — кстати, сейчас именно здесь проходит первый и заключительный этап каждого сезона серии NHRA, первый чемпион которой был определен в 1965-м. С тех пор NHRA превратилась в самую крупную гоночную ассоциацию, в которую входят 80 тысяч членов, 140 трасс и 35 тысяч гонщиков!

Под ее эгидой проводится множество соревнований в США и Канаде, венцом которых является серия NHRA Mello Yello Drag Racing — так сейчас полностью официально звучит название «высшей лиги» американского дрэг-рейсинга. И хотя все этапы этого первенства проходят в Штатах, а в соревнованиях в основном принимают участие американские пилоты, именно эта серия является самой популярной и престижной в этой дисциплине автоспорта. Сами американцы даже нескромно называют обладателей титулов в NHRA чемпионами мира.

Причина № 2. Мощнейшие гоночные машины в мире

Чемпионат NHRA Mello Yello Drag Racing проходит в четырех классах дрэгстеров. При этом каждый из них является самодостаточным, в каждом свои герои и интриги. Иногда пилоты переходят из класса в класс, но чаще, дойдя до высшего дивизиона, остаются приверженными одной категории.

Визитной карточкой серии является самый мощный и быстрый класс Top Fuel. Средняя мощность 8.2-литровых двигателей этих «ракет» на колесах зашкаливает за 7 000 л.с. Дрэгстер класса Top Fuel работает на нитрометановом топливе и за один заезд протяженностью 305 метров расходует около 86 литров горючего — с такой же скоростью, как знаменитый авиалайнер Boeing 747! На 1000-футовой дистанции эта машина развивает скорость за 530 км/ч, а разгон до отметки 160 км/ч (100 миль/ч) занимает менее секунды — быстрее, чем «формула-1» и даже истребитель. Перегрузки достигают 6g, из-за чего во время заезда даже меняют свою форму огромные задние шины.

Второе место по мощности дрэгстеров занимает еще один нитрометановый класс NHRA — Funny Car. В этих машинах используются идентичные с Top Fuel двигатели, но они располагаются не сзади, а спереди. Кроме того, дрэгстеры Funny Car имеют кузов и весят больше (982 кг против 911 кг). Соответственно, их скорость чуть меньше — в среднем разница составляет 0,2 секунды на дистанции в 305 метров.

Класс Pro Stock, в отличие от Top Fuel и Funny Car, работает не на нитрометаноле, а на бензине. Силуэтом эти дрэгстеры отдаленно напоминают серийные машины, хотя, конечно же, имеют мало общего с ними — например, стандартной должна быть оптика. Мощность машин Pro Stock поменьше — порядка 1300 л.с. Кстати, если в нитрометановых классах в целях безопасности с 2008 года протяженность заездов составляет 305 метров, то в Pro Stock применяется классическая «дрэговая» дистанция в четверть мили (402 м).

Наконец, четвертый класс серии NHRA Mello Yello Drag Racing — Pro Stock Motorcycle. Как следует из названия, здесь пилоты соревнуются на мотоциклах. Их мощность составляет примерно 350 л.с., а по разгонной динамики эти байки сравнимы с машинами класса Pro Stock — до 100 миль/ч они разгоняются примерно за полторы секунды.

Причина № 3. Выдающие личности

Две иконы американского дрэг-рейсинга — это Тони Шумахер из Top Fuel и Джон Форс из Funny Car. Первый (полный тезка экс-голкипера сборной ФРГ по футболу и однофамилец семикратного чемпиона мира Формулы 1) в прошлом году выиграл свой восьмой титул, а второй боролся уже за 17-ю «корону», но на самом последнем этапе уступил Мэтту Хэгану. Но именно неувядаемому Форсу, который не только продолжает гоняться, но и руководит собственной командой John Force Racing, которая на ряду с Don Schumacher Racing (коллективом отца Тони) является самой успешной «конюшней» в NHRA, принадлежат рекорды по числу побед и титулов за всю историю серии.

Пожалуй, главная интрига предстоящего сезона — смогут ли два этих гонщика завоевать очередные титулы? В Top Fuel конкуренция ожидается нешуточная — бросить вызов Шумахеру намерены два бывших чемпиона Антрон Браун и Ларри Диксон, а также вполне способные побороться за первое для себя чемпионство Джей-Ар Тодд, Спенсер Мейсси и Дуг Калитта. Сюрпризы можно ждать от лучшего новичка прошлого сезона Ричи Крэмптона и переходящего из Pro Stock Дейва Коннолли.

В Funny Car все в ожидании продолжения дуэли Джона Форса и Мэтта Хэгана. Но в их спор по силам вмешаться Роберту Хайту, Крузу Педрегону, Томми Джонсону и Кортни Форс — дочке 16-кратного чемпиона.

Причина № 4. Быстрые красавицы

Исторически представительницы прекрасной половины человечества играют заметную роль в американском дрэг-рейсинге — и речь не о длинноногих красотках, которые красуются перед камерами с победителями. Пожалуй, ни в одной из дисциплин автоспорта женщины не добились таких высот, как в NHRA. В прошлом году очаровательная блондинка Кортни Форс принесла слабому полу сотую победу за всю историю серии, а Эрика Эндерс-Стивенс выиграла титул в классе Pro Stock.

В общей сложности в высшей лиге американского дрэг-рейсинга за всю историю выступало более полусотни барышень, из которых 14 добивались побед.

Сейчас помимо упомянутых выше пилотесс в NHRA выступают Бриттани Форс (еще одна дочка Джона) и Ли Притчет в Top Fuel, Алексис Дежория в Funny Car (на ее счету тоже уже есть победы) и Энджи Смит, добывшая в 2014-м первую викторию в мотоциклетном зачете.

Причина № 5. Яркое шоу

Что-что, а делать из спортивного события захватывающее шоу и отличный телевизионный продукт американцы умеют лучше всех. Языки пламени из выхлопных труб, непередаваемый звук, эффектные взрывы моторов и борьба за десятичные доли секунды — все это делает телетрансляции NHRA невероятно зрелищными.

В этом году российские поклонники автоспорта снова смогут в этом убедиться — телеканал Viasat Sport, вещающий в том числе в формате высокой четкости, уже четвертый год подряд будет транслировать все этапы американского дрэг-рейсинга, включая квалификационные и основные заезды.

Сезон NHRA 2015 года будет состоять из 24-х этапов. Особенность американского дрэг-рейсинга заключается в формате чемпионата, который состоит из двух частей. По итогам первых 18-ти гонок определяется десятка сильнейших в общем зачете каждого класса, которая на финальных шести этапах — своеобразном плей-офф, который в NHRA носит название Countdown to One — разыгрывают между собой титул. Эта система была введена несколько лет назад для сохранения интриги в борьбе за титул до самой концовки первенства.

Стартует и завершается чемпионат по традиции в калифорнийской Помоне. Самый престижный этап, носящий название U.S. Nationals, проходит в Индианаполисе — 7 сентября там завершится регулярный сезон. Также особняком в календаре стоит этап Four-Wide Nationals на трассе zMAX Dragway в Конкорде, где соревнования проходят на дрэг-стрипе (так называется для трасса для дрэг-рейсинга) не с двумя, как обычно, а с четырьмя полосами, что позволяет проводить заезды квартетов гонщиков.

Стартует сезон уже в эти выходные. Добро пожаловать в мир нитрометана, жженной резины и бешеных скоростей!

Календарь NHRA Mello Yello Drag Racing 2015

Дата Город, штат 8 февраля Помона, Калифорния
22 февраля Феникс, Аризона
15 марта Гейнсвил, Флорида
29 марта Конкорд, Северная Каролина
12 апреля Лас-Вегас, Невада
26 апреля Хьюстон, Техас
17 мая Атланта, Джорджия
24 мая Топика, Канзас
7 июня Инглиштаун, Нью-Джерси
14 июня Эппинг, Нью-Хэмпшир
21 июня Бристоль, Теннеси
5 июля Чикаго, Иллинойс
12 июля Норуолк, Огайо
26 июля Денвер, Колорадо
2 августа Сонома, Калифорния
9 августа Сиэтл, Вашингтон
23 августа Брэйнерд, Миннесота
7 сентября Индианаполис, Индиана

Countdown to One

20 сентября Конкорд, Северная Каролина
27 сентября Сент-Луис, Миссури
4 октября Рединг, Пенсильвания
18 октября Даллас, Техас
1 ноября Лас-Вегас, Невада
15 ноября Помона, Калифорния